Татьяна (pepelnaya) wrote,
Татьяна
pepelnaya

Category:

Наум Синдаловский "На языке улиц"

КУЗНЕВСКИЙ МОСПЕКТ


Такая фразеологическая конструкция со всеми формальными признаками каламбура могла родиться только в 1920-х годах, в рамках реализации общей революционной идеи разрушения старого мира и построения на его развалинах нового. Красный хмель, бродивший в неокрепших головах юных строителей нового мира, среди прочих химер XX века породил утопическую идею слияния двух крупнейших русских городов. Не мудрствуя лукаво, некий поэт предложил строить дома в Петрограде и Москве исключительно вдоль линии Октябрьской железной дороги. Через десять лет оба города должны были слиться в один, с центральной улицей — «КузНевским моспектом». В этом причудливом названии должна была сохраниться память о двух знаменитых улицах — Кузнецком мосте в Москве и Невском проспекте в Ленинграде. Правда, предпочтение в этом проекте отдавалось все-таки Москве. Потому, видимо, и предполагаемая новая магистраль называлась не проспектом, а моспектом. Но это и понятно. Москва только что вновь возвратила себе столичные функции.

От этого «петербургско-московского гибрида» в фольклоре остался еще один неуклюжий топоним, уготованный авторами проекта для нового административно-территориального образования: «Петросква».

Однако и от такого новоязовского кирпичика круги по воде пошли. Наряду с «Петросквой» появился проект незатейливого «Москволенинграда» и витиевато-причудливой «Санкт-Московии». Правда, в этих случаях фактичекое объединение столиц уже не предполагалось.
«Москволенинград» должен был представлять собой новоявленный конгломерат неких двух «линейных» городов объеденных вдоль идеально прямой железной дороги. По замыслу их авторов, можно было бы на несколько часов «съездить по магистрали в Москву или Ленинград посмотреть музеи того и другого города». Москве и Ленинграду в этом фантастическом проекте позволялось сохранить свои первородные имена, но в целом их соединение нарекалось «Москволенинградом».

Что же касается сказочной «Санкт-Московии», то здесь, вероятнее всего, не было речи ни о Москве, ни о Санкт-Петербурге, ни о том, что стоит за этими понятиями, что они олицетворяют. Скорее всего, «Санкт-Московия» — это не то и не другое. Не Москва, не Петербург. Не Европа, не Азия. Нечто среднее. Размытое и неопределенное. Проницательные и прагматичные иностранцы по этому поводу давно заметили, что «По дороге от Петербурга до Москвы переходишь границу Азии».

Бредовый проект гигантского мегаполиса вдоль линии московско-петербургской железной дороги канул в вечность и мог бы вообще исчезнуть из народной памяти, если бы не блестящий лексический курьез, который со временем приобрел дополнительное переносное значение. Теперь так называют любые несбыточные и бесплодные архитектурные химеры вроде маниловского каменного моста через пруд или Кузневского моспекта между Петербургом и Москвой.


(с) Наум Синдаловский "На языке улиц"




Перенаселению не бывать! Москву и Петербург могут объединить в один город


Столица катастрофически перенаселена. По последним данным, сегодня в городе проживает 11 миллионов человек. «Дневное население» (приезжие, которые находятся в столице временно) составляет еще почти 3 миллиона.

Именно фактором перенаселения эксперты объясняют высокие цены на столичную недвижимость. По их мнению, запредельная стоимость квадратного метра является последним сдерживающим барьером на пути еще более интенсивной миграции.

Одной из главных проблем Москвы являются дороги, причем как наземные, так и подземные магистрали. Ежедневно столичный метрополитен перевозит порядка миллиона пассажиров, при этом в один вагон в час пик может набиться до 100 человек. Не меньше проблем и на земле. Многочасовые пробки стали обычным явлением в столице, и удивляться этому не приходится. Согласно официальным данным, в Москве сейчас зарегистрировано более 3 миллионов автомобилей, к этому нужно добавить машины из других регионов, которых в столице тоже немало. А если учесть, что в год в Москве становится на 150-200 тысяч машин больше, в будущем ситуация только усугубится.

По мнению депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, проблема перенаселения столицы оборачивается колоссальными нагрузками на инфраструктуру города и жизнь москвичей. «Горожане постоянно испытывают большую психологическую нагрузку. Кроме того, огромный наплыв приезжих уничтожает культуру столицы и московские традиции». По его мнению, сегодня Москва превратилась в монстра, который притягивает все ресурсы страны, в том числе и человеческие. «В столицу едут из всех регионов. Приезжают люди с другими, совершенно не свойственными Москве жизненными установками. Получается некое вавилонское смешение культур, которое на практике оборачивается бескультурьем», — отметил Митрохин.

Инфраструктура города не справляется с таким наплывом населения. Как следствие появляются огромные очереди в школы и детские сады. Через активную застройку города идет уничтожение парков и зеленых насаждений столицы. Москва трещит по швам. Есть ли выход из этой печальной ситуации? Что намерены предпринять чиновники? Эти вопросы москвичи задают властям едва ли не каждый день, и есть надежда, что в самое ближайшее время ответы на них будут найдены.

«Расширять город мы уже не планируем, — заявил на днях заместитель мэра Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе. — Будем использовать свои внутренние ресурсы, например, заниматься ликвидацией пятиэтажного жилого фонда столицы, который занимает территорию около 20 миллионов квадратных метров. К 2010 году на этом месте будут строиться новые дома, рассчитанные на 50 лет, а не на 20».

Но одних этих мер вряд ли будет достаточно, так считает и депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. По его словам, выход из сложившейся ситуации — это развитие всего московского региона. «Должны появиться города-спутники Дубна, Фрязино, Химки, Наро-Фоминск, кроме того, нужно вовлекать в свою орбиту города „Золотого кольца“ — Владимир, Тверь, Суздаль. Это приведет к образованию вокруг Москвы цепи привлекательных жилых и рабочих анклавов». Кроме того, по мнению депутата, у Москвы должны появиться города конкуренты. «Надо, чтобы Москва потеряла свою сверхпривлекательность. В первую очередь, надо развивать Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск и города Поволжья. Все они могут составить конкуренцию столице».

Есть и другие интересные предложения. Например, предотвращению безудержного разрастания столицы могло бы служить создание ряда городов и поселений по скоростной транспортной линии между Москвой и Петербургом. Через несколько столетий оба города соединились бы в единый линеарный мегаполис Москвопетербург при полном сохранении исторической части городов в их современном объеме. На линию Москво-петербурга можно было бы вынести часть фабрик, учебных заведений, создать все условия по соединению застройки с природной средой. Это облегчило бы строительство очистных сооружений и сделало бы доступным для миллионов жителей музеи, театры, высшие учебные заведения, библиотеки обоих крупнейших городов нашей страны.

Впрочем, подобные проекты — дела отдаленного будущего, а что же сейчас? Нет никаких сомнений, что вектор развития рынка доступного жилья в ближайшие годы будет стремиться к окраинам города и пригородам — это объясняется дефицитом земли под застройку в развитых районах города, и, как следствие, высоким спросом и высокими ценами на появляющиеся здесь объекты. Уже в ближайшее время на рынок будет выведен целый ряд крупных проектов новых кварталов и небольших городов-саттелитов — как многоквартирных объектов, так и малоэтаэжной застройки.

Отдаленность от центра предполагается компенсировать солидной инфраструктурой. В новых кварталах будет предусмотрено строительство торговых комплексов, детских садов и школ, комплексное благоустройство и озеленение. Все это позволит создать здесь современную комфортную среду обитания, явно выигрывающую перед типовой застройкой советских времен и не «омраченную» уплотнительной застройкой.

Одним словом, медленно, но верно изменения к лучшему происходят, обидно вот только, что о проблеме перенаселения не задумались раньше. Впрочем, у нас, на Руси всегда так — пока гром не грянет, мужик не перекрестится.


(с) http://www.point.ru/
Tags: Москва, Питер
Subscribe

  • Движухи недели и интересные статьи

    Бесплатный вебинар «Составы косметики. Кому, зачем?» Благодаря вебинару вы узнаете, как сберечь время, деньги и нервы в мире рекламы,…

  • Движухи недели

    1.Завтра начнется бесплатный марафон про детское питание от нутрициолога Марии Кардаковой «Дети, сладкое и здоровый рацион». 2.…

  • Интересные и полезные ссылки

    Модель московского метро в 3D На сайте психолога Дарьи Сучилиной можно бесплатно скачать много разных интересных медитаций Феномен коливинга.…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments